Доступная среда

Доступная среда – наименование федеральной программы, основной целью которой является поддержание и социальная защита людей с ограниченными способностями, либо психическими расстройствами.

Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)-дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное образование – это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.

В 2020 – 2021 учебном году в МБДОУ д/с 102 образование получают 24 ребенка с ОВЗ и 2 ребенка с инвалидностью.

 

Наименование показателя Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
специально оборудованные учебные кабинеты

Музыкальный зал — 96 кв. м.

Кабинет педагога-психолога – 10 кв. м. (модульное здание)

Спортивный зал — 75 кв. м.

Кабинет учителя – логопеда — 11 кв. м.

Изостудия, лаборатория – 48,4кв. м.

Творческая мастерская — 12,7 кв.м.

Специально предусмотренные и оборудованные помещения для маломобильных граждан отсутствуют

объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья групповые помещения для воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с ТНР находятся на первом этаже, вход отдельный
библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствует.

 

Книжный фонд, составляющий библиотеку МБДОУ, располагается в методическом кабинете, где представлена детская, учебно-методическая, познавательная литература для детей и педагогов.

В группах компенсирующей направленности оборудованы книжные уголки для воспитанников в соответствии с содержанием реализуемой основной адаптированной образовательной программой.

объекты спорта, приспособленные 

для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Спортивный зал (основное здание)

Спортивный уголок (каждая группа)

Спортивная площадка (территория МБДОУ)

Мини футбольное поле (территория МБДОУ)

Оборудование для лазания, баскетбольные кольца, футбольные ворота (прогулочные площадки)

Объекты спорта частично приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.  

средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья частично и избирательно.

В МБДОУ созданы условия для получения образования для детей с тяжелыми нарушениями речи. В группах компенсирующей направленности создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с реализуемой образовательной программой и ФГОС ДО.

В МБДОУ имеются следующие средства обучения и воспитания:

Оборудование для социально-коммуникативного развития: атрибуты к сюжетно-ролевым играм (семья, больница, парикмахерская, школа, библиотека, театр, магазин, путешествие, почта и др.), уголки в групповых помещениях для организации сюжетно-ролевых игр, выносной материал для игр на площадке. Настольные игры, способствующие обучению взаимодействовать, саморегулировать собственные действия. Игрушки различного вида, конструкторы, предметы мебели и интерьера.

Оборудование для познавательного развития: экспозиции: «Русская горница», «Центр нравственно-патриотического воспитания», «Мир космоса». Лестничные проемы оформлены в разных стилях: «Лес», «Море», «Русский стиль». Макеты различной тематики: «Мой город», «Ферма», «Аквариум (сухой)», «Северный полюс» и т.д. Представлены уголок экологического воспитания «Эколята-дошколята», уголок профилактики дорожно-транспортных происшествий, уголок пожарной безопасности.

Иллюстрированный и демонстрационный материал, энциклопедии, дидактические игры, настольно-печатные игры. Уголки экспериментирования в группах, минилаборатория, весы, колбы, часы, доски, глобусы, карты, лупы. Предметы объективной действительности для непосредственного изучения – образцы, коллекция материалов (камни — минералы, кора деревьев, измерительные приборы, виды почвы, гербарий, разные виды ткани и бумаги)

Наглядно-иллюстративные альбомы: «Все работы хороши» серия демонстрационных картин «Круглый год»; развивающие игры и методические пособия В. В. Воскобовича: коврограф «Ларчик», «Волшебная восьмерка», «Конструктор букв», «Шнур «Малыш», «Прозрачный квадрат», «Счетовозик», «Математические корзинки».

Оборудование для речевого развития: книги для чтения, хрестоматии, плакаты, картины для рассматривания и составления описательных рассказов, аудиовизуальные средства, (диски с аудиозаписями литературных произведений, мультфильмами), раздаточный материал, дидактические игры серии «Составь рассказ по серии картин» и т.д. В наличие специальные дидактические пособия для обучения по адаптированной программе для детей с нарушениями речи. книги для чтения, хрестоматии, плакаты, картины для рассматривания и составления описательных рассказов, аудиовизуальные средства, (диски с аудиозаписями литературных произведений, мультфильмами), раздаточный материал, дидактические игры серии «Составь рассказ по серии картин»; набор интерактивных игр для развивающих занятий с детьми «МЕРСИБО»: развитие фонематического слуха, автоматизация «трудных» звуков, развитие крупной и мелкой моторики, освоение грамматики, обучение чтению, развитие связной речи, тренировка логики и внимания, обучение счету, интерактивная артикуляционная гимнастика, конструктор картинок

Оборудование для художественно-эстетического развития: музыкальные инструменты, ширма для кукольного театра, театральные костюмы, маски, различные виды театра (кукольный, пальчиковый, плоскостной, би-ба-бо и др.), музыкально-дидактический материал.Краски, кисти, штампы, лекала, трафареты, бумага (белая, цветная, тонированная), картон, нагдядно — дидактические пособия по изодеятельности, малые скульптурные формы, иллюстрации,  картины, папки, поделки из природного материала,  репродукции картин художников, поделки  педагогов и родителей с детьми, технологические карты. «Знакомим с портретной живописью», «Знакомим с пейзажной живописью», «Знакомим с натюрмортом» Уголки в группах по самостоятельной музыкальной деятельности и изодеятельности, «полочки красоты», мольберты,уголки ряженья и театральные уголки.

Оборудование для физического развития: спортивное оборудование и инвентарь: скамьи, приставные доски, дуги для подлезания, доски ребристые, рефлекторные и тактильные дорожки, оборудование для спрыгивания, шведская стенка, обручи, мячи, скакалки, гимнастические палки, шнуры, разноцветные флажки и ленты, кольца, мешочки с песком, игрушки, кегли, канат; физкультурные уголки в группах с необходимым оборудованием.

Технические средства обучения:

— телевизоры,

— DVD – проигрыватели,

— магнитофоны/музыкальные центры,

— интерактивная доска (2 шт.),

— проекторы (3),

— мобильный проекционный экран (2),

— видеокамера,

— световой стол для рисования песком,

— пианино (2),

— цифровое пианино.

обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации

В МБДОУ разработан «Паспорт доступности» обеспечивающий доступ в здание образовательной организации и пути движения внутри здания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Вход в модульное здание МБДОУ оборудован наружным пандусом.

Паспорт доступности в МБДОУ д/с № 102

специальные условия питания   

В детском саду организовано сбалансированное 4-х разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, уплотненный полдник).

При организации питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной потребности, суммарный объем блюд по приему пищи (в граммах).

Питание в МБДОУ осуществляется в соответствии с примерным   меню, утвержденным заведующим МБДОУ д/с № 102, рассчитанным не менее чем на 2 недели, разработанным с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях.

При распределении общей калорийности суточного питания детей, пребывающих в ДОУ 12 часов, используется следующий норматив: завтрак – 20%; второй завтрак 5%; обед – 35%; уплотненный полдник 30%.

Питание детей соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключает жарку блюд, а также продукты с раздражающими свойствами.  При кулинарной обработке пищевых продуктов соблюдаются установленные санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд

Организация питьевого режима:

Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3648-20. Питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в саду. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка. При питьевом режиме используется бутилированная вода.

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

специальные условия охраны здоровья

1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул (в группах коррекционной направленности для детей с ТНР с целью недопущения дезадаптации и переутомления детей — щадящий режим нагрузок);

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни (формирование полезных привычек, занятия по ОБЖ, игры по охране здоровья и безопасности);

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом (дезинфекция помещений, игрушек, посуды; обеззараживание воздуха в помещениях с помощью бактерицидных установок; режим проветривания);

6) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в МБДОУ;

7) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий (направление на профилактические прививки согласно национальному календарю);

8) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

МБДОУ создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивает:

1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;

2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

4) расследование и учет несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в МБДОУ, в порядке, установленном нормативными документами.

В МБДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан.

доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствует
доступ к электронным образовательным ресурсам инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствует
специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования  В МБДОУ  имеются следующие технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования: стационарная  мультимедийная установка: проектор, экран, ноутбук (в музыкальном зале); интерактивная доска, проектор (изо-студия, творческая мастерская); музыкальные центры (в музыкальном зале, в спортивном зале); магнитофоны (в возрастных группах и кабинетах специалистов)
количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования   инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют