Адаптация в детском саду делится на три фазы.
Острая фаза, или период дезадаптации.
Период дезадаптации характеризуется ярко выраженными изменениями в поведении ребенка:
- Нарушается эмоциональное состояние – ребенок много плачет, часто раздражается, проявляет агрессию;
- Нарушается аппетит – ребенок отказывается от еды, или ест меньше и реже, чем обычно;
- Нарушается сон – ребенку трудно заснуть, сон неспокойный, прерывистый, кратковременный;
- Наблюдается регрессия развития – ребёнок возвращается к соске или перестаёт проситься в туалет, тормозится развитие речи;
В данный период адаптации дети часто болеют – это нормально, т.к. дети сталкиваются с новыми для их организма вирусами
Острая фаза адаптации может длиться от 10 до 60 дней.
Вторая фаза, собственно адаптация.
Поведенческие и физиологические реакции постепенно нормализуются. Аппетит восстанавливается, чаще всего, за10-15 дней. Сон и эмоциональное состояние детей, обычно нормализуются за 1 месяц.
Период компенсации.
Дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят детский сад. Ускоряется темп развития психологических процессов.
Тяжесть адаптации тоже бывает разной
У вашего ребёнка лёгкая адаптация если:
- его поведение возвращается к норме в течение месяца;
- примерно в это же время налаживается сон;
- аппетит не изменился, или наблюдается незначительное снижение.
Как правило, при лёгкой адаптации заболевания детей не отмечаются
При адаптации средней тяжести аппетит и сон нормализуются в течение месяца. Эмоциональное состояние неустойчиво на протяжении 30 дней посещения детского сада. Наблюдается задержка в двигательной активности.
У вашего ребёнка тяжёлая адаптация, если:
- вам кажется, что его поведение порой граничит с неврозом;
- у ребёнка пропадает аппетит, от еды он отказывается, во время кормления наблюдается рвота;
- сон чуткий и прерывистый, ребёнку трудно уснуть, перед сном наблюдаются капризы и истерики;
- наблюдается агрессия по отношению к другим детям, не хочет с ними играть;
- наблюдается двигательная расторможенность;
- речевое развитие замедляется;
- ребёнок часто и сильно болеет.
Как помочь ребёнку легко и быстро адаптироваться
- Очень важно, ребёнок должен видеть и чувствовать, что вы спокойны и уверены. Поэтому постарайтесь отнестись к периоду адаптации спокойно и оптимистично. Дети, как антеннки, чувствуют своих родителей и «снимают» их эмоциональное состояние. Помните, адаптация ребёнка тем легче, чем спокойнее вы. Постарайтесь справиться со своими негативными эмоциями ещё до того, как отправите ребёнка в сад.
- Старайтесь, чтобы ребенок высыпался ночью и приходил в детский сад отдохнувшим и полным сил. Если ребёнок не будет высыпаться, его самочувствие и эмоциональное состояние будет хуже, что является одной из причин трудной адаптации.
- Расскажите ребёнку о возможных трудностях и о том, у кого он может попросить помощи. Например: «Если ты захочешь пить, ты моешь подойти к воспитательнице и сказать: «Я хочу пить», – тебе нальют воды. Объясните, что в группе детей много и иногда придётся немножко подождать.
- Учите своего ребенка навыкам самообслуживания. Ребёнок быстрее адаптируется, если он будет самостоятельно кушать, проситься на горшок, одеваться и обуваться (пусть и не всегда правильно).
- Пусть ребёнок выберет себе игрушку и носит её в детский сад. С любимой игрушкой ему будет спокойнее.
- Придумайте ритуал прощания. Тогда ребёнок будет проще относится к расставанию с вами. Скажите ребёнку, что вы за ним придёте и скажите когда это будет (после того, как он покушает, или после того, как он поспит и пр.) Слишком не затягивайте процесс прощания, поберегите нервную систему ребёнка
- Не позволяйте себе делать критические зачечания воспитателю, или другим сотрудникам детского сада при ребёнке — так вы сформируете у своего ребёнка негативное отношение к детскому саду. Копить в себе недовольства, сомнения или спорные вопросы тоже не нужно. Все вопросы решаемы. Подойдите к воспитателю (без ребёнка) и попросите прояснить ситуацию.
- Сейчас ваш ребёнок нуждается в эмоциональной поддержке с вашей стороны. Так как вы теперь проводите меньше времени со своим ребёнком, постарайтесь обеспечить качество вашего общения – обнимайте ребёнка чаще, целуйте его, разговаривайте с ним, интересуйтесь его настроением и тем, как он провёл время без вас. Поддерживайте его положительные эмоции и успокойте его, если есть негативные.
- В период адаптации не затевайте ремонт дома, постарайтесь вообще ничего не менять ни дома, ни в жизни ребёнка. Не засиживайтесь подолгу в гостях, не приглашайте новых знакомых и пр. Ребёнку важно чувствовать стабильность и доброжелательность.
Берегите своих детей и их нервную систему!
Педагог-психолог
МБДОУ д/с №102 г. Таганрога
Пронина Татьяна Викторовна